![]() |
![]() |
Факультет Психологии |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Концепция факультета учитывает конъюнктуру профессионального рынка, где наблюдается тенденция: при нарастающей потребности в психологах (в частности, в связи с созданием на территории всей России единой психологической службы для населения) работодателей часто постигает разочарование из-за неумения выпускников вузов решать конкретные практические задачи. К числу таких задач относятся профессиональная ориентация всех возрастных групп населения, разработка профессиограмм и решение задач профессионально-должностного соответствия, разработка методик аттестации и анкетных форм социологического опроса, обеспечение психологической совместимости работающих, внедрение эффективных методов работы с клиентами, рекламной деятельности и др. В свете современных требований факультет практической психологии ориентируется на подготовку психологов, сочетающих специализацию с широким университетским кругозором и обладающих высокой степенью готовности приобретать новые специализации. Подобная ориентация предполагает возросшую способность осваивать новый материал. Поэтому для подготовки психолога, обладающего широким кругозором и высоким качеством специализированных знаний, на факультете осуществляется принципиально новый подход к организации учебного процесса. Качество учебных умений порождает качество знаний. Между знаниями студентов и эффективностью их учебного труда существует экспоненциальная зависимость: при данной учебной квалификации как бы студент ни старался, он может переработать лишь некоторый конечный объем информации, подобно прыгуну, который способен преодолеть высоту, определяемую его подготовкой. Наши исследования показывают: кругозор, глубина общекультурных и профессиональных знаний студента определяются качеством его универсальных учебных умений, т. е. способностью учиться, умением самостоятельно приобретать новые знания. Суть нашей концепции эффективной подготовки: качество учебных умений порождает качество знаний. В соответствии с этим студенты осваивают методы ускоренного продуктивного чтения, запоминания больших объемов информации, развивают ораторские, исследовательские, аналитико-публицистические, организаторские и другие способности. Вместе с тем, качество подготовки практических психологов на факультете обеспечивается сочетанием традиционных дисциплин, которые изучаются в большинстве вузов, с новыми, по крайней мере для России, курсами, весьма необходимыми для современного психолога: профессиональная психология, управление человеческими ресурсами, характерология, психология цвета, менеджмент по обучению, психология и социология творчества, клиентистика, анкетирование, социология и психология рекламы, психология деловых переговоров, организационное поведение (новейшая программа), музыкальная психотерапия, психосексология, топономика, сценическая психотехника и др. Важнейшая роль в освоении технологии учебной деятельности принадлежит "Информационной психологии" (культуре умственной деятельности). Основная задача деканата состоит в том, чтобы обеспечить развитие способностей студента, его универсальных учебных умений, личностный рост, самосовершенствование студента с учетом его исходного уровня, индивидуальных особенностей, семейных условий. Необходимым условием личностного роста, совершенствования универсальных учебных умений, достижения высокого уровня знаний является когнитивный мониторинг. У нас каждый студент видит показатели своего роста общекультурных и профессиональных знаний и умений. На факультете разработаны и внедрены методики, на основе которых осуществляется многопараметрический мониторинг. В частности, он включает: а) оперативную диагностику универсальных учебных умений студентов; б) компьютерную диагностку качества знаний и умений по 12-балльной шкале; в) оценку и самооценку развития способностей; г) блиц-оценку профессиональных и общекультурных знаний и др.; д) тезаурусный индивидуально корректирующий мониторинг; е) видиозапись экзаменационных ответов; ж) дитекс-анализ текстов экзаменационных ответов; з) эйнштейновский метод академий "Олимпия". Основной принцип в области контроля качества знаний и умений: отказ от формальной зачетно-экзаменационной проверки в пользу оцениваемых аудиторных, лабораторных, творческих домашних и полевых работ, систематические индивидуальные консультации, итоговый (семестровый) рейтинг успеваемости, широкое применение тестовых оценок. |